Вчера в Академии наук ведущие ученые, правоведы, чиновники и депутаты обсуждали одну из самых больных отечественных проблем — сохранение и приумножение российских светлых умов. В итоге договорились до крайне интересных вещей. Решили, что надо создать закон о науке, серьезно изменить закон об образовании и дописать Гражданский кодекс в той части, где говорится об интеллектуальной собственности и авторском праве. Всем присутствующим очень понравилась идея признать ученого главной движущей силой современной экономики. Глава администрации президента РФ Сергей Нарышкин предложил принципиально новые подходы к развитию интеллектуального потенциала страны. Ведь совсем недавно в Послании к Федеральному Собранию руководитель нашего государства Дмитрий Медведев сказал:
— Мы должны выйти на такие изменения в законодательстве и в государственном управлении, которые помогут переходу всей нашей экономики на инновационный характер развития.
Озабоченность высших руководителей государства «ученой» проблемой объясняется очень просто. С одной стороны, принято считать, что Россия обладает огромными природными и интеллектуальными ресурсами. А с другой стороны, для многих наших экономистов предел мечтаний — обогнать по ВВП на душу населения такую страну, как Португалия. … С высокой трибуны прозвучали цифры, которые заставляют задуматься, — в России около 800 тысяч человек в 3600 организациях заняты научными исследованиями. Внутренние затраты на новые разработки чуть-чуть превышают 1 процент от ВВП. Директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Талия Хабриева считает, что необходимо убрать пробелы в законодательстве, особенно в отношении новых объектов права, например интернетовских сайтов. Отсутствие нормального закона приводит к проблемам в том числе и курьезного характера. Так, мировой судья из Абакана признал сайт средством массовой информации и принял решение… о его конфискации. Еще хуже ситуация с патентным правом — количество пылящихся на полках госпредприятий и учреждений патентов превышает все разумные пределы, а процент их внедрения в жизнь вообще ничтожен. По данным председателя Счетной палаты Сергея Степашина, за счет бюджетных средств было профинансировано более 26 тысяч проектов, и только 683 были реально внедрены в жизнь.
Иван Егоров, «Российская газета» — Центральный выпуск №5048 (224) от 26.11.2009, подробнее: нажмите