Москва потеряла «Свободу»

ЗНАМЕНИТАЯ на всю Россию столичная парфюмерная фабрика «Свобода», 49 процентов акций которой передано Москве, де-факто вышла из-под контроля государства. На последнем собрании акционеров 23 мая был принят новый устав компании. В документе сказано, что для избрания или увольнения генерального директора необходимо теперь большинство в две трети голосов акционеров. Таким образом, нынешнее руководство АО «Свобода», которое не меняется уже более 30 лет, стало практически несменяемым.

Новый текст устава АО «Парфюмерная фабрика «Свобода» готовился, естественно, менеджментом. Одно из изменений касалось полномочий гендиректора. Теперь сменить его можно будет лишь голосуя 67 процентами акций на общем собрании акционеров. Раньше необходимо было простое большинство, то есть 50 процентов плюс 1 акция.

Почему столь серьезные изменения не вызвали протеста у крупнейшего акционера — правительства Москвы, — до сих пор остается загадкой. Присутствовавший на собрании заместитель начальника столичного департамента науки и промышленности Лев Вольдман, видимо, должен был знать о заложенной в уставе норме, однако такое решение было принято не без его участия в голосовании.

Теперь менеджмент фабрики застрахован от любого недовольства акционеров. Если раньше крупнейший акционер, владеющий 49 процентами акций, мог легко сменить руководство «Свободы», то теперь сделать это будет проблематично. А учитывая, что остальные акции распылены между сотрудниками предприятия, смена менеджмента по инициативе Москвы выглядит практически невозможной.

Получить комментарии столичного департамента науки и промышленности корреспонденту «РГ» не удалось. В приемной заявили, что г-н Вольдман находится на выезде. А секретарь гендиректора парфюмерной фабрики «Свобода» ответил, что руководительница чрезвычайно занята, и отказался соединить с ней нашего корреспондента.

Пока неизвестно, что думают о ситуации с фабрикой «Свобода» в руководстве столичной мэрии. По крайней мере никаких действий, направленных на возвращение утраченного контроля, не производится. Хотя у крупнейшего акционера есть возможность отозвать устав, пока он еще не зарегистрирован в Московской регистрационной палате. Тем более что для этого имеются все основания. По словам юристов, новый вариант устава не соответствует Закону «Об акционерных обществах», с изменениями, которые вступили в силу с 1 января 2002 года. Там сказано, что гендиректор увольняется и назначается на собрании акционеров простым большинством голосов.

Тем временем конкуренты «Свободы» следят за происходящими на фабрике процессами с нескрываемым оптимизмом. По мнению многих из них, менеджменту «Свободы» давно нужны свежие идеи, новые брэнды и смелые маркетинговые ходы. Однако гендиректор Клавдия Чигарина, возглавляющая компанию более 30 лет, знаменита как раз своим консерватизмом.

Для радости конкурентов, видимо, имеются причины. За последнее время объемы продаж парфюмерной фабрики «Свобода» увеличились буквально на несколько процентов. Некогда крупнейший производитель отечественной косметики уже не занимает лидирующих позиций на рынке. По итогам 2001 года, как писала пресса, оборот «Свободы» составил всего 65 миллионов долларов. Для сравнения: оборот екатеринбургского концерна «Калина» в прошлом году перевалил за 127 миллионов долларов, а оборот питерской «Невской косметики» превышает 80 миллионов.

При этом объем продаж парфюмерной продукции в России в 2001 году оказался рекордным за последний период и составил 4 миллиарда долларов. К сожалению для российских производителей, необходимо констатировать: большая часть этих денег ушла к иностранным производителям.

Традиционно российские косметические фабрики работают в низшем ценовом диапазоне. После кризиса 1998 года, который сильнее всего ударил по производителям дорогих товаров, отечественные парфюмеры почувствовали некий подъем. Но со временем иностранные компании вернули себе утраченные позиции.

Неправильно было бы утверждать, что нынешнее положение столичной «Свободы» близко к критическому. Компания не находится на грани банкротства, она приносит прибыль, платит налоги и даже наращивает производство. Однако все эксперты сходятся во мнении: если менеджмент не изменит нынешнюю политику, закат «Свободы» в ближайшие годы неизбежен.

Сейчас «Свобода» имеет постоянно уменьшающуюся нишу дешевой косметики. Основные потребители ее продукции — пожилые люди, которые покупают такую косметику, во-первых, по причине дешевизны, во-вторых — в силу многолетней привычки. А новых, молодых потребителей «Свобода», судя по всему, даже не пытается завоевывать. После кризиса, в отличие от многих других российских производителей, которые попытались создать новые брэнды и потеснить иностранных конкурентов в высоком ценовом диапазоне, «Свобода» лишь увеличила производство наиболее известных товаров, абсолютно не думая о будущем.

Однако, как показал 2001 год, с ростом покупательской способности цена перестала играть решающую роль. Именно поэтому эксперты считают, что в нише дешевой косметики сейчас существует избыточное предложение. Покупатели все больше отдают предпочтение качественным и престижным брэндам. Не случайно западные компании сегодня продвигают новейшие марки, разработанные специально для российского рынка.

Рынок динамично развивается, и стоять на месте — значит медленно, но верно двигаться к упадку. Очевидно, менеджеры «Свободы» понимают это, но тем не менее никаких шагов по модернизации имиджа и продукции компании не предпринимают. Более того, за последние годы «Свобода» не только не разработала и не вывела на рынок успешные новые брэнды — она потеряла старые.

Информация об этом появлялась в СМИ. Газеты писали, что в конце 90-х «Свобода» потеряла права на производство сразу четырех своих брэндов. Проблемы начались в 1997 году. Знаменитую марку зубной пасты «Лесная», которая производилась на «Свободе» еще с незапамятных времен, зарегистрировала питерская фабрика «Невская косметика». Получив патент, питерские адвокаты сразу же подали иски против московских конкурентов и успешно выиграли судебные тяжбы.

Поражение должно было стать уроком менеджменту «Свободы», однако спустя несколько месяцев столичная фабрика по той же схеме лишилась еще одного своего брэнда советских времен — зубной пасты «Фтородент». И на этом провалы не закончились: конкурентам теперь принадлежат права на такие марки зубных паст, как «Семейная» и «Мятная». И та и другая раньше выпускались на «Свободе». В их производство были вложены значительные средства.

Довершил беды парфюмерной фабрики пожар, который случился на ее складе 5 апреля 2002 года. Ущерб от стихийного бедствия, который тоже не способствовал безусловному и стремительному процветанию фабрики, до сих пор не подсчитан.

Безусловно, у такого монстра отечественной индустрии, как «Свобода», есть некоторый запас прочности. Однако не исключено, что и он когда-нибудь закончится. Как в этом случае будет поступать столичное правительство — пока загадка. Ведь по новому уставу поставить во главе компании более прогрессивного менеджера будет чрезвычайно сложно.

Петр Поспелов

Добавить комментарий