Именитому городу не грех бы поднять на щит бесчисленных фальсификаторов местной продукции.
Буквально в трехстах метрах от железнодорожного вокзала Вологды расположен молочный комбинат, производящий известное на весь мир вологодское масло. Но, похоже, местные власти больше имеют от рекламы импорта, чем от производства прославленного продукта. Парадокс времени!
Что у коровы на языке, то и в молоке. Если брать его от коров, которые пасутся на заливных шекснинских лугах, и кипятить сливки, то из них можно получить масло не хуже нормандского. Когда-то эта идея целиком захватила известного российского фермера Николая Васильевича Верещагина (брата знаменитого живописца-баталиста), и положила начало развитию маслоделия в Вологодской губернии.
Коровье масло с привкусом грецкого ореха, впервые приготовленное в 1871 году на заводе в деревне Фоминское (ныне поселок Молочное, в 15 километрах от Вологды), из скромности было названо Верещагиным «Парижским сладким». За сорок лет жизни, которые он отдал становлению отечественного молочного хозяйства, производство сливочного масла по вологодской технологии получило распространение по всей России. В 1911 году российских маслоделов начал готовить основанный Верещагиным Вологодский молочно-хозяйственный институт (сейчас это Вологодская государственная молочно-хозяйственная академия им. Н.В. Верещагина с учебно-опытным заводом). В 1913 году Россия на продаже сливочного масла за границей выручала столько же, сколько от добычи золота.
По словам главного специалиста департамента сельского хозяйства администрации Вологодской области Елены Молотовой, по сравнению с тем временем, когда на Кутузовском проспекте в Москве был фирменный магазин «Вологодское масло», теперешнее производство некогда популярного продукта стало раритетным. Двадцать шесть заводов области выпускали его в год около 15 тысяч тонн. А сейчас — только 4,5 тонны. Из которых в Москву попадает 10 процентов, остальное идет в Архангельскую область, Ярославль, Иваново, Кострому, Рязань.
Главная причина, по которой вологодское масло стало почти эксклюзивным продуктом, — нехватка исходного сырья. Мало сохранилось хозяйств, где коров кормят сеном, а не силосом. Если раньше переработчики могли закупать до 700 тысяч тонн молока в год, то сегодня — не больше 250 тысяч тонн. Это при том, что в лучшем случае только треть из этого количества можно пустить на производство масла под маркой «Вологодское» с содержанием молочного жира 81,5 процента.
— Хорошее тем и хорошо, что его мало. Поэтому настоящее вологодское масло при нашей зарплате хорошо бы есть хотя бы по праздникам, чтобы совсем не забыть его вкус, — иронизирует профессор кафедры технологии молока Ольга Котова.
— Раньше килограмм масла стоил 13 рублей 50 копеек, а пол-литра молока — 17 копеек. А сейчас заводам хозяйства продают молоко по 8 рублей за литр. На то, чтобы выработать килограмм вологодского масла, надо, по крайней мере, 25 литров молока. Вот и выходит, что вологодское маслице не простое, а золотое.
Отпускная цена Вологодского молочного комбината — 20 рублей 70 копеек за двухсотграммовую пачку. В магазине при заводе она продается уже на 10 процентов дороже. С учетом транспортных расходов, оптовой и розничной наценки в Москве, Санкт-Петербурге это масло по определению не должно быть дешевле 25 рублей. А нам его зачастую предлагают за… 16-20 рублей.
— Наше масло в Москве не пускают дальше кольцевой дороги, — говорит генеральный директор ЗАО «Вологодский молочный комбинат» Владимир Мизгирев. — Поэтому едят его в основном жители подмосковных городов, расположенных на въезде в столицу. В близлежащих райцентрах Подмосковья: Мытищах, Пушкино, Подольске. В центр масло в точеных и керамических бочатах берут коммерческие структуры. Но куда конкретно они сдают продукцию — тайны не открывают.
— Если вам предлагают наше масло по низким ценам, — вторит ему заместитель исполнительного директора учебно-опытного молочного завода Владимир Черник, — мы за его качество ответственности не несем. Потому что это наверняка подделка!
В качестве вещественных доказательств он достает из холодильника пачку масла «Вологодское поле» с маркой завода. Но с настоящим вологодским маслом, как выясняется, оно и близко не лежало. На упаковке значится никому не известный поставщик: «Эрка-центр», Москва.
В другом случае на лавры заслуженного производителя масла претендует фирма из подмосковной Дубны.
В Санкт-Петербурге официально ни одного маслозавода нет. Но граничащий с Ленинградской областью город Бабаево, например, завален маслом, произведенным якобы в северной столице. Как рассказывает эксперт по молочной группе товаров Управления Госторгинспекции по Вологодской области Наталья Попова, предприниматели из Санкт-Петербурга закупают масло Бабаевского завода, смешивают его с комбинированным импортным (с преобладанием растительных жиров) или маргарином, пишут «сливочное» и продают у нас за 19 рублей. Продукции же своего завода на прилавках города нет. Для местного населения она слишком дорогая.
Недавно Вологодскому молочному комбинату, Шекснинскому маслозаводу и Учебно-опытному молочному заводу при Академии им. Верещагина Российское агентство по патентам и товарным знакам выдало свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара. То есть по идее пока только эти три предприятия могут производить сливочное масло под названием «Вологодское».
Есть еще одна филькина грамота: ГОСТ «Продукты пищевые. Информация для потребителей». Если раньше производителю достаточно было обозначить на упаковке название предприятия и его местонахождение, то теперь надо указывать улицу и номер дома. Поэтому, чтобы застраховаться от фальшивок, сделайте на всякий случай запрос производителю: дескать, можно ли употреблять ваш продукт без опаски? Но знайте, настоящее вологодское масло — «в доме, где резной палисад».
Дмитрий ИВАНОВ