У McDonald’s отбирают брэнд. Речь идет о «МакКафе»

Елена Виноградова, Екатерина Кудашкина, Ведомости, 07 июля 2003

Владельцам брэндов «МакКафе» и «МакКофе» стало тесно на одном рынке. Cингапурская компания Future Enterprises, поставляющая в Россию растворимый кофе и намеревающаяся открыть сеть кофеен в Москве, пытается запретить компании McDonald’s использовать здесь товарный знак «МакКафе», созвучный принадлежащему сингапурцам брэнду «МакКофе».

В России работают около 100 ресторанов McDonald’s, принадлежащих компании «Москва-Макдоналдс». Оборот за 2002 г. в компании не раскрывают, однако, по данным пресс-службы, в течение года было обслужено более 114 млн посетителей. Future Enterprises Singapore (FES) , принадлежащая холдингу Food Empire, специализируется на производстве растворимых напитков, кондитерских изделий и продуктов быстрого приготовления.

Как стало известно «Ведомостям», глава московского представительства FES Судип Наир направил в Российское агентство по патентам (Роспатент) заявление с возражениями против регистрации товарного знака «МакКафе» на корпорацию McDonald’s. В документе, копия которого имеется в распоряжении «Ведомостей», говорится, что FES считает этот знак «сходным до степени смешения потребителем» с товарным знаком «МакКофе», права на который в России с 1998 г. принадлежат FES.

FES с 1994 г. продает в России свой растворимый кофе «три в одном» под брэндом MacCoffee ( МакКофе). Соответствующий товарный знак FES зарегистрировала в 1998 г. (Компании также принадлежат товарные знаки MacTea, MacCandy, MacFood. ) По данным московского представительства, вложения FES в развитие брэнда «МакКофе» составляли «несколько миллионов долларов в год». Сотрудник представительства сослался на данные Gallup ad Fact, согласно которым в 2002 г. на рекламу «МакКофе» пришлось 2% от общего медийного бюджета кофейных брэндов на национальном телевидении (133 млн. дол.) Но главная причина беспокойства FES в том, что компания вынашивает планы открыть сеть кофеен под вывеской «МакКофе» в столице. Именно поэтому, говорит представляющий интересы сингапурцев юрист Екатерина Савченко, FES хочет оградить свой брэнд от сходства с товарным знаком McDonald’s. Последний, кстати, опередил сингапурцев: первое в России «МакКафе» открылось в конце 2002 г. в ресторане McDonald’s на Старом Арбате. А на международный рынок McDonald’s вывел брэнд «McCafe» еще в 1995 г. , и сейчас под ним работают кофейни в 20 странах. Но это не смущает FES. «Мы будем добиваться прекращения нарушения наших прав в использовании брэнда», — говорит Савченко.

Анна Розенич, представитель McDonald’s Сorporation, заявила «Ведомостям», что ее компания подала заявку на регистрацию торгового знака McCafe в России в 2001 г. «Поскольку процесс регистрации продолжается, мы этот вопрос не обсуждаем. Но очевидно, что McCafe — это торговый знак McDonald’s более чем в 20 странах, и еще в 100 странах рассматриваются наши заявки на его регистрацию», — говорит Розенич. Будет ли McDonald’s развивать сеть кофеен в Москве, пока не ясно: Светлана Полякова, пресс-секретарь «Москва-Макдоналдс», сообщила, что точного решения на этот счет пока нет.

«Рестораторы часто сталкиваются с тем, что придуманное название для нового продукта уже зарегистрировано», — говорит директор по общественным связям «Ростик групп» Валерия Силина. По ее словам, «Ростик групп» для своих новых проектов проводит обязательную проверку на чистоту знака. В результате такого мероприятия два года назад выяснилось, что выбранное для сети кофеен название «Бариста» уже зарегистрировано на одного из крупнейших поставщиков кофе в Россию — финскую компанию Paulig. Понадобилось около полугода, чтобы подобрать новое название — «Мока Лока».

Маргарита Миронова, патентный поверенный компании «Усков и партнеры», считает, что у FES довольно большие шансы доказать нарушение своих прав. По ее мнению, можно достаточно уверенно говорить о графическом и фонетическом сходстве знаков «МакКофе» и «МакКафе». А Денис Воеводин, советник юридической фирмы «Саланс», наоборот, считает странным агрессивное поведение FES. McDonald’s в России принадлежат более ранние права на товарные знаки с приставкой «Мак», считает он. «У меня, как у потребителя, эта приставка в первую очередь ассоциируется именно с продукцией McDonald’s», — утверждает юрист. Воеводин отмечает, что международная известность позволяла McDonald’s отстаивать права даже в тех странах, на рынках которых компания не работала. Например, в ЮАР McDonald’s удалось добиться запрещения использования своего названия в качестве вывески для кафе, хотя права на товарный знак в этой стране на компанию зарегистрированы на были, напоминает Воеводин. В Роспатенте комментариев получить не удалось.

Добавить комментарий